ПОДГОТОВКА к поездке (1)

"НЕ ЗЛИСЬ"


أعوذ بالله من الشيطان الرجيم، بسم الله الرحمن الرحيم، الحمد لله رب العالمين و الصلاة 

والسلام على أشرف الأنبياء و المرسلين محمد - صلى الله عليه و سلم – أما بعد

Поездка на хадж или умру сопряжена со многими сложностями и требует многосторонней подготовки. Кроме материальной, медицинской и физической подготовки паломник должен правильно подготовиться к поездке и с духовной точки зрения. 

Первое, на что он должен обратить внимание, это правильное намерение. Так как, если оно будет неправильным, все старания, перенесенные трудности и лишения, а также потраченные на поездку средства могут оказаться пред Аллахом напрасными и тщетными. 

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в известном своем хадисе, переданном от правителя правоверных Гумара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: 

«Поистине, все дела только по намерениям, и каждому воздастся по намерению. И тот, кто совершит хиджру (переселение из Мекки в Медину) к Аллаху и Его посланнику, то ему воздастся как за хиджру к Аллаху и Его посланнику. А тот, кто совершит ее ради мирской цели или женщины, на которой он желает жениться, то ему воздастся лишь тем, ради чего он ее совершил». 

То есть, если человек совершает поездку на хадж или умру лишь с познавательной целью, либо чтобы в дальнейшем приобрести в глазах людей уважение и почет и называться хаджи, то в Судный день он не найдет награду за хадж или умру, так как желал получить награду в этой жизни, не стремясь к тому, что у Аллаха. 

И, наоборот, тот мусульманин, который вознамерится совершить эту поездку, стремясь к довольствию Всевышнего Аллаха, но по уважительным причинам не сможет этого сделать, то он найдет в Судный день награду у Аллаха за свое намерение, как будто он совершил это дело. 

От Абу Абдуллы, Джабира ибн Абдиллях из числа ансаров, да будет доволен ими обоими Аллах, сказавшего: «Мы были с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в одном из походов, когда он сказал: «Поистине, в Медине остались люди, которые всегда были с вами (в другой версии хадиса: «они участвовали с вами в награде»), какое бы расстояние вы не прошли и какие бы долины вы не пересекли (в этом походе). Их задержала (там) болезнь».

То есть они вознамерились совершить поход, но не смогли этого сделать по причине болезни. Но они получат награду такую же, как и те, кто был в походе. Поэтому мы всегда должны стараться сделать хорошее намерение, даже, если сейчас это дело не предоставляется возможным. Например, мы еще не скопили достаточных средств для выполнения хаджа или умры, но мы можем сделать искреннее намерение совершить их, и, ин ша’а Аллах, нам запишется награда, если даже мы никогда их не совершим по уважительным причинам. 

Мы должны спросить себя перед совершением любого дела о том, ради чего мы его делаем. И, если есть вещи, которые противоречат искреннему и правильному намерению, то нужно исправить его и очистить свое сердце. В одном их хадисов, переданных Абу Хурейрой, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине Аллах не смотрит на ваш облик и тело, однако Он смотрит на ваши сердца» . 

От Абу Бакрата Нуфейга ибн Аль-Хариса Ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если два мусульманина поднимут друг против друга меч, то убийца и убиенный будут в Аду». Я сказал: «О, посланник Аллаха, понятно про убийцу, а (при чем здесь) убиенный?». Сказал: «Поистине, он стремился убить своего товарища»

От Абу Аль-Габбаса, Абдуллы ибн Габбаса, да будет доволен ими обоими Аллах, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из того, что он передает от своего Благословенного и Всевышнего Господа : «Поистине, Аллах разъяснил какие дела богоугодные, а какие противны Его воле. Тот, кто собрался сделать хорошее дело, но не смог, то Аллах запишет его у Себя, как полностью совершенное, а, если сможет сделать его, то Он запишет ему многократно увеличив награду от десяти до семиста «хасанат». А, если он вознамериться сделать плохое дело, и не сделает его, то Аллах запишет ему как будто он полностью сделал одно хорошее дело, а, если он сделает его, то Аллах запишет ему как одно плохое дело»  

Хадж или Умра являются одними из самых богоугодных дел. Результатом совершения которых является прощение грехов. Перед отправлением в путешествие, которое может быть в один конец, нужно позаботиться о покаянии пред Всевышним Аллахом. Ученые сказали, что, если прегрешения были между вами и вашим Господом, то есть не касаются третьей стороны, то покаяние зиждется на трех условиях:
Первое: Прекратить совершение греха;
Второе: Сожалеть о его совершении;
И третье: Твердо решить никогда не возвращаться к нему; 

Если же одно из этих условий не будет соблюдаться, то и покаяние не будет действительным. Если же прегрешение связано с третьей стороной, то к этим трем условиям прибавляется четвертое, а именно вернуть долг или право обиженной стороне. Если же он нанес ему моральный урон, за который полагается наказание по шариату, то предоставить ему возможность наказать, либо попросить у него прощение. Если он сплетничал про него, то также попросить у него прощение.
Нужно каяться от всех грехов. Но, если покаяться от какой-то части грехов, то покаяние будет правильным, но останется другая часть прегрешений без покаяния.
Коран и Сунна указывают на обязательность покаяния. Всевышний Аллах сказал: (وتوبوا إلى الله جميعا أيه المؤمنون لعلكم تفلحون)
(И кайтесь (возвращайтесь) к Аллаху все (вы), о верующие, может быть, вы преуспеете);
Также Всевышний сказал: (واستغفروا ربكم ثم توبوا إليه)
(Просите прощения у вашего Господа, и кайтесь (за ваши прегрешения);
Также Всевышний сказал: (يا أيها الذين آمنوا توبوا إلى الله توبة نصوحا)
(О, те, которые уверовали, покайтесь Аллаху решительным образом); 

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Я слышал, как посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Клянусь Аллахом, поистине, я прошу прощения у Аллаха и каюсь пред Ним более семидесяти раз в день»  

Также от Аль-Агарри ибн Ясара Аль-Музни, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О, люди, кайтесь Аллаху и просите у Него прощение, ибо я каюсь Ему сто раз в день»

От Абу Хамзы, Анаса ибн Малика из числа ансаров, слуги посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах рад покаянию Своего раба более, чем тот, кто найдет своего верблюда в безводной пустыне».

В версии Муслима: «Аллах рад покаянию Своего раба более того, кто, находится в безводной пустыне на своем верблюде. И вдруг верблюд, на котором его еда и питье, убегает от него. Отчаявшись (его отыскать) он лег у дерева. Когда он находился в таком отчаянном положении, верблюд предстал перед ним, и он схватил его за поводья. От охватившей его радости он воскликнул «О, Аллах, Ты мой раб, а я твой Господь», ошибившись от сильной радости»

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто покаяться до того, как солнце взойдет с запада, Аллах примет его покаяние»

От Абу Мусы Аш-Ашгари, да будет доволен им Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «Поистине, Аллах, принимает покаяние ночью у прегрешившего днем, и днем у того, кто грешил ночью пока не взойдет солнце с запада»

От Абу Абдрахмана, Абдуллы ибн Гумара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен ими обоими Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: «Поистине, Аллах, Велик Он и Могуч, принимает покаяние раба вплоть до его смерти»  

Также важная вещь, которой должен запастись паломник, это терпение. Как мы уже сказали выше, данное путешествие может быть сопряжено с некоторыми сложностями и лишениями. Лучше паломнику быть осведомленными о них заранее и подготовиться к ним психологически. Тогда ему будет намного легче их перенести. Например, он должен знать, что в местах общего поклонения очень много народу, также, что он, возможно, будет много ходить пешком, возможно, он не сможет питаться той пищей, к которой он привык дома. Также, если он поедет на длительный срок, возможно, он будет сильно скучать по родным и близким. 

Каждый человек переносит эти сложности и лишения по-разному, но однозначно лучше быть осведомленным и подготовленным к ним заранее. Нужно не забывать о том, какую за них высокую награду приготовил Аллах для хаджиев в Судный день. Бывает, что некоторые паломники очень устают после длительных ночных перелетов и переездов. Их характер меняется на сто восемьдесят градусов в другую сторону. В результате они при малейших неудобствах начинают кидаться на руководителя и своих сотоварищей, находясь в состоянии Ихрама! Но, отдохнув, на следующий день они приносят за свое поведение извинения. Также возникают проблемы и трения между живущими в одной комнате соседями. Когда начинаешь разбираться, то причина ссоры пустяк, который они и не вспомнят на следующий день. Но проблема в том, что хадж или умра в итоге могут быть не приняты. 

Чтобы избежать эти неприятности, наша религия Ислам призывает нас к терпению. Аллах Всевышний говорит: 

يا أيها الذين آمنوا اصبروا و صابروا - О, те, которые уверовали, терпите и будьте более стойкими, чем другие; 

ولنبلونكم بشيء من الخوف والجوع ونقص من الأموال والأنفس والثمرات وبشر الصابرين - И Мы вас непременно испытаем то тем, то другим способом: страхом, голодом, недостатком, некоторыми потерями имущества, жизни близких и плодов. Обрадуй же терпеливых!

إنما يوفى الصابرون أجرهم بغير حساب - Аллах умножает награду терпеливым без счета;

ولمن صبر وغفر إن ذلك لمن عزم الأمور - Клянусь! Если человек проявляет терпение и прощает, то это – из поступков, которых следует придерживаться

واستعينوا بالصبر والصلاة إن الله مع الصابرين - Прибегайте к помощи терпения и намаза, поистине, Аллах с терпеливыми

Как мы видим аятов, побуждающих к проявлению терпения очень много. 

От Абу Саида, Сагда ибн Малика ибн Синана Аль-Худри, да будет доволен ими обоими Аллах, что какие-то люди из числа ансаров стали просить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он дал им (то, что они просили), они опять попросили его, и он дал им, пока не закончилось то, что у него было. Затем он сказал после того, как своими руками раздал то, что у него было: «Какое бы добро у меня не было, я не утаю его от вас. Тот, кто будет искать скромности, тому ее Аллах даст, а тот, кто будет довольствоваться малым, того Аллах сделает независимым (не нуждающимся в других), тот, кто постарается проявить терпение, тому Аллах даст его. Но нет ничего лучшего дара, чем терпение»

От Яхъи ибн Сухейба бин Синана, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Только верующему характерно это удивительное дело, которое при любом раскладе является для него добром, - если ему придет радостная весть, он поблагодарит (Аллаха), и это будет добром для него (он получит за свою правильную реакцию награду), а, если что-то случится с ним плохое, то он проявит терпение, и это также обернется для него добром»

От Сулеймана ибн Сурада, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Я сидел с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и мы услышали, как двое мужчин стали ругать друг друга. У одного из них покраснело лицо и надулись вены (от злости). Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я знаю слова, если он скажет их, уйдет от него то, что он в себе находит (злость). Если он скажет: «Прибегаю к защите Аллаха от сатаны, побиваемого камнями », то он перестанет злиться». Тогда они сказали ему: «Прибегни к защите Аллаха от сатаны, побиваемого камнями»  

От Мугаза ибн Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сдержит свою злость, несмотря на то, что он был в состоянии выпустить ее наружу, Аллах позовет его над головами творений и даст возможность выбрать из числа гурий того, кого пожелает».

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Дай мне какое-нибудь наставление». Сказал ему, повторив несколько раз: «Не злись»

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий и верующая все будут испытываться относительно себя, своих детей и имущества, пока они не предстанут пред Аллахом, встретив Его без какого-либо греха»  

От Ибн Габбаса, да будет доволен им и его отцом Аллах, сказавшего: «Приехал Гуейна ибн Хысн и остановился у своего племянника Аль-Хурра ибн Кайса, который был советчиком и входил в ближайшее окружение Гумара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. В это окружение входили ученые и чтецы Корана, не смотря на их возраст. Гуейна попросил его провести его к правителю правоверных. Тогда он попросил дозволения Гумара, и тот дал его. Когда Гуейна вошел к нему, он сказал: «Эй, сын Хаттаба, клянусь Аллахом, ты нам не даешь многого и не правишь по справедливости». Тогда разгневался на него Гумар и готов был на него обрушиться, как сказал ему Аль-Хурр: «О, правитель правоверных, поистине, Аллах сказал своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует: 

خذ العفو وأمر بالعرف وأعرض عن الجاهلين - Будь снисходительным с людьми, призывай их к добру и отстранись от невежд), и, поистине этот из числа невежд. 

И, клянусь Аллахом, Гумар когда услышал этот аят, сразу остановился, так как он всегда строго придерживался положений Корана».

Поэтому паломник, и тем более руководитель группы, должны знать, что во время этой поездки могут возникнуть различные ситуации, где понадобятся терпение и снисходительность. Один верующий должен находить оправдание поведению другого верующего. А настоящая скромность, по мнению некоторых ученых, заключается в том, когда ты считаешь, что другой верующий лучше тебя и не проявляешь в отношении него высокомерность. 

Продолжение следует…..