УРОКИ ПО УМРЕ

ОБУЧЕНИЕ

Дорогой паломник, 

Отправляясь в священный путь, помни, что твоя Умра - это особое и драгоценное событие в твоей жизни, и она требует от тебя основательной подготовки, необходимо отправляться с правильными намерениями и знаниями. 

об умре

- Что такое Умра

«Умра» (от слова «и’тимар» – посещение) - это обряд, включающий в себя посещение Каабы и обход вокруг неё, ритуальный бег между холмами Сафа и Марва, а также бритьё или стрижку волос.

Все ученые единодушно признают, что совершение Умры узаконено шариатом, Ибн ‘Габбас, да будет доволен им Аллах, передал следующие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
«Умра в месяц Рамадан приравнивается по награде к Хаджу» (но не снимает обязанности совершить первый Хадж) (Ахмад и Ибн Маджах)


Абу Хурейра пересказал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующее:
«Умра сводит на нет грехи, накопленные между ней и предыдущей Умрой, а за правильно совершённый Хадж наградой будет только Рай» (Ахмад, Аль-Бухари и Муслим)

Существует и другое высказывание Посланника Аллаха: «Совершайте Хадж и Умру друг за другом».

- Обязательность Умры

Согласно мнению большинства ученых ханафитского мазхаба, совершение Умры является сунной. Принято считать, что совершение Умры раз в жизни вменено в обязанность тем, кто в состоянии это сделать, что отражается в следующих словах Посланника:

الاسْلَامُ أَن تَشْهَدَ أن لَا إِلَهَ إِلَّا الله وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله وَتُقِيمَ الصَّلاةَ َوتُؤتِي الزَّكَاةَ َوَتَحُجَّ البَيْتَ وَتَعْتَمِرَ وَتَغْتَسِلَ مِن الجَنَابَةِ َوَتُتِمَّ الوُضُوءَ وَتَصُومَ رَمَضَان


«Исповедовать ислам – это значит засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха, совершать молитву, вносить Закят, совершать Хадж и Умру, выполнять полное омовение, осквернившись, совершать должным образом частичное омовение(«тахарат»)и поститься в Рамадан»


Если паломник совершил Умру непосредственно во время своего Хаджа, то тем самым он исполнил обязательную Умру, предписанную Исламом. Подобного мнения придерживался и Аль-Касани, автор одного из авторитетнейших источников ханафитского мазхаба «Бадаи’г ас-Санаи’г».

- Достоинства Умры

В пречистой сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть следующие тексты, которые указывают на преимущества и награду за совершение Умры:

1. Прощение грехов и их искупление:
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, пересказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Каждая последующая Умра служит искуплением грехов, совершенных после предыдущей, что же касается благочестивого Хаджа, то единственным воздаянием за него будет Рай».

2. Почтение паломников Всевышним в качестве Своих гостей:
Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Паломники, совершающие большой и малый Хадж, являются делегацией к Аллаху - если они станут взывать к Нему, Он ответит им, а если будут просить у Него прощения, Он простит им». (Ан-Насаи, Ибн Маджах и Ибн Хазима)

3. Умерший на пути к Священному Дому для совершения Умры попадет в Рай:
Ибн Джуреих пересказал (с хорошей цепочкой передатчиков – «иснадом»), от Джабира, да будет доволен им Аллах, поведавшего, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Этот Дом - опора Ислама, и кто выйдет из дома, направившись к этому Дому в качестве паломника, совершающего большой или малый Хадж, то ему гарантировано Аллахом то, что если он умрет - войдет в Рай, а если вернется, то вернется с наградой и добычей».

4. Умра освобождает от бедности так же, как освобождает от грехов:
Следующий хадис призывает больше и поочерёдно совершать Хадж и Умру:
Абдуллах бен Масгуд, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Совершайте поочерёдно Хадж и Умру, ибо они отгоняют бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех очищает железо, золото и серебро, а за правильно совершённый Хадж непременно будет наградой рай».

5. Преимущество расходов на это священное путешествие:
Со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, дошло, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в отношении ее Умры:

«Поистине, ты получишь награду по мере своей усталости и расходов».

6. Награда за обход вокруг Каабы:
Существует следующий хадис от Ибн ‘Гумара, да будет доволен им и его отцом Аллах: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Совершающему «Таваф», за каждое поднятие и опускание ноги во время него, записывается награда, стирается грех и поднимается его статус».

7. Преимущество намаза в двух Запретных мечетях:
Существует следующий текст от Джабира, да будет доволен им Аллах: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Намаз в этой моей мечети в тысячу раз лучше намаза в любой другой мечети, кроме мечети «аль-Харам», ибо намаз в мечети «аль-Харам» по сравнению с намазами в других мечетях лучше в сто тысяч раз»

- Особенности Умры в Рамадан

Принято считать, что награда за совершение какого-либо поклонения увеличивается с увеличением достоинства времени, а также благодаря присутствию сердца (осознанному действию) и искреннему намерению. Ибн Аль-Джаузи, да смилостивится над ним Аллах, по этому поводу сказал: «Отсюда совершение Умры в месяц Рамадан позволяет получить большую награду».

Ибн ‘Габбас, да будет доволен им Аллах, передал следующие слова
Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:«Умра в месяц Рамадан приравнивается по награде к Хаджу» (но не снимает обязанности совершить первый Хадж).

Ибн’Габбаса, да будет доволен им и его отцом Аллах, сообщил так
же, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернувшись после прощального Хаджа сказал женщине по имени Умм Синан из числа ансаров: «Что помешало тебе совершить вместе с нами Хадж?» На что она ответила: «У моего мужа было только два (верблюда)-оросителя (арабы возили воду для полива своих плантаций на верблюдах — п.п.), он отправился на Хадж на одном из них, оставив нам другого оросителя, чтобы мы орошали (возя воду) на нём.» Тогда он сказал: «Когда придёт Рамадан, соверши Умру, ведь Умра в нём равняется Хаджу вместе со мной».


عن ابن عباس رضي الله عنهما أن النبي صلى الله عليه وسلم لما رجع من حجة الوداع قال لامرأة من الأنصار تُدعى أم سنان: "ما منعك أن تحجي معنا؟" قالت: أبو فلان (تقصد زوجها) له ناضحان حج على أحدهما، والآخر نستقي عليه، فقال لها النبي صلى الله عليه وسلم إذا جاء رمضان فاعتمري، فإن عمرة فيه تعدل حجة معي". (رواه البخاري ومسلم)

Совершение Умры

- Правила совершения Умры

Отправляться в Умру следует с искренним намерением совершить Умру ради Всевышнего Аллаха, стать ближе к Нему. Не стоит желать за это похвалы или звания «хаджия», паломничество не совершают напоказ или ради славы.

  • Готовясь к поездке, надлежит составить завещание относительно своего имущества и долгов, вернуть вверенные на хранение вещи или попросить разрешения оставить их у себя, ведь жизнь и смерть – всё в руках Всевышнего Аллаха.
  • Необходимо искренне покаяться в грехах и сделать намерение впредь не повторять былых ошибок.
  • Следует вернуть людям то имущество, которое Вы когда-либо несправедливо присвоили, а также попросить прощения, если обидели кого-то.
  • Умру совершают на средства, полученные только дозволенным путем, потому что Аллах Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого.
  • Следует отстраняться от любых грехов. Недопустимо причинять людям неприятности своими словами или делами, теснить других паломников, создавать им неудобства, распространять клевету или сплетни, спорить со своими товарищами и другими людьми. Нельзя лгать и говорить то, чего не знаешь.
  • Необходимо тщательно уяснить все правила и порядок совершения Умры.
  • Важно стараться соблюдать все религиозные обязанности, самой главной из которых является коллективный намаз в установленное время. Следует чаще читать Коран, взывать к Аллаху, произносить слова поминания Аллаха («зикр»), делать людям добро, помогать нуждающимся, проявлять благосклонность к мусульманам, раздавать милостыню беднякам, побуждать людей к добру и удерживать их от греховных поступков.
  • Следует завещать своей семье проявлять богобоязненность в свое отсутствие, ибо это – наказ Всевышнего Аллаха прежним и будущим поколениям людей.
  • В пути желательно чаще повторять слова мольбы («ду’а») и поминания Аллаха («зикр»), которые произносил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, самые необходимые из которых мы постараемся привести в этой книге в соответствующих главах.
  • При посадке на транспортное средство следует произнести следующую молитву:

 ﺑِﺴْﻢِ ﷲِ اﻟْﺤَﻤْﺪُ لله ﷲُ أَﻛْﺒَﺮُ ﷲُ أَﻛْﺒَﺮُ ﷲُ أَﻛْﺒَﺮُ سُبْحَانَ الذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ وَإِنَّا إٍلى رِبِّنَا لَـمُنْقَلِبُونَ

 اللهُمَّ إٍنَّا نَسْأَلُكَ فِي سَفَرِنَا هَذَا البِرَّ وَالتَّقْوَى وَﻣِﻦَ اﻟﻌَﻤَﻞِ ﻣَﺎ ﺗَﺮْﺿَﻰ اﻟلَّهُمَّ هَوِّن ﻋَﻠَﯿْﻨَﺎ ﺳَﻔَﺮَﻧَﺎ هَذَا وَاطْﻮِ عَنَّا بُعْدَهُ

اللهُمَّ أَنْتَ الصَّاحِبُ فِي السَّفَرِ وَالخَلِيفَةُ فِي الأَهْل اللهُمَّ إٍنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ وَكآبَةِ الـمَنْظَرِ وَسُوءِ الـمُنْقَلَبِ فِي الـمَالِ وَالأهْلِ


«Бисми-ль-Ляхи, аль-хамду ли-ль-Ляхи, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, субхана-ль-лязи саххара ляна хаза ва ма кунна
ляху мукринина, ва иннаа иля Раббина лямункалибуна. Аллахумма, иннаа нас’алюкя фи сафарина хаза-ль-бирра ва-т-таква,
ва мина-ль-ама-ли ма тарда. Аллахумма, хаввин ’аляйна сафарана хаза, ва-тви ’анна бу’даху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари
валь-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а’узу бикя, мин ва’саи-с-сафари, ва кяаба-ти-ль-манзари ва су’и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!».

«С именем Аллаха! Хвала Аллаху! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу.
Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся. О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом
нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это путешествие
и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семьёй, о Аллах, поистине,
я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!».


  • С начала поездки и до тех пор, пока не вернетесь на родину, старайтесь воздерживаться от многословия и излишней шутливости.
  • Нельзя лгать, сплетничать, злословить о других и насмехаться над мусульманами. Подобное запретно в любое время и в любом месте, но особенно недопустимо в Мекке и в период паломничества.

- Условия совершения Умры

Совершение Умры является сунной. Совершают ее при наличии четырех общих для всех условий и специального дополнительного условия, касающегося женщин-мусульманок. Условия эти таковы:
1. Исповедание ислама.
2. Здравость рассудка
- поскольку только разумным людям вменяется в обязанность исполнение предписаний шариата.
3. Зрелость - на маленьких детей в силу их малолетства предписания шариата не распространяются.
4. Наличие возможностей для совершения Умры. Здесь подразумевается физическая способность человека, наличие у него средств на расходы (на дорогу, еду и т.д. - если эти средства не за счет основных нужд паломника и его иждивенцев), а также безопасность пути.
5. Применительно к женщине действует еще одно условие: наличие махрама - близкого человека, сопровождающего её при совершении Умры, в лице мужа или родственника, степень родства с которым не позволяет вступить им в брак. Если у женщины нет такого человека, то она не должна совершать Умру, это подтверждают слова Посланника:
لا يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ تُؤْمِنُ باللَّهِ واليَومِ الآخِرِ أنْ تُسافِرَ مَسِيرَةَ يَومٍ ولَيْلَةٍ ليسَ معها حُرْمَةٌ
«Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Последний день, отправляться в путь, 
который займет один день, иначе как в сопровождении близкого родственника»

Умра считается действительной при соблюдении следующих условий:

  • Исповедание ислама;
  • Здравость рассудка;
  • Правильность совершения обрядов Умры.

- Время совершения Умры

Большинство учёных считают, что Умру можно совершать в любое время года.
Имам Абу Ханифа высказался о нежелательности её совершения в следующие пять дней: день стояния на «Арафате», день заклания жертвенных животных и три последующих дня, которые называются «ат-ташрик».

Абу Юсуф, его ученик, посчитал нежелательным совершение Умры в день «Арафата» и три последующих дня, но они оба сошлись во мнении, что её можно совершать в месяцы Хаджа.

Аль-Бухари пересказал от Икримы бин Халида, поведавшего о том, как он спросил Абдуллу бен Гумара, да будет доволен ими двумя Аллах, об Умре до Хаджа, на что тот ответил следующее: «В этом нет ничего страшного, так как сам Пророк совершал Умру до Хаджа».

Со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, было рассказано, что у Аиши к моменту наступления у неё месячных были совершены все обряды, кроме обхода Каабы. Когда она очистилась и совершила обход, Аиша сказала: «О Посланник Аллаха, вы совершили и Хадж, и Умру, а я только Хадж», тогда он повелел Абдуррахману бин Абу Бакру выйти с ней в место с названием «ат-Тангим», после чего она совершила Умру в месяц «зуль-Хиджа».

Таким образом, самым лучшим временем для совершения Умры является месяц Рамадан, на что указывает хадис, который мы привели ранее.
Разрешено совершать Умру как до Хаджа, так и в месяцы Хаджа. Мусульманин может совершить обряды Умры в течение месяцев Хаджа, а может покинуть святые земли сразу после выполнения Умры без совершения обязательного Хаджа. Например, Гумар выполнил Умру в месяц Шавваль и вернулся в Медину, не совершив Хаджа. Кроме того, известно, что он, да будет доволен им Аллах, совершал Умру непосредственно перед Хаджем.
Тавус сказал: «Арабы доисламского периода очень сильно осуждали совершение Умры в месяцы Хаджа, но с приходом ислама ситуация коренным образом изменилась, так как Он велел совершение Умры в месяцы Хаджа, и так будет вплоть до Судного дня».

- О многократном совершении Умры

Нафиг рассказывал, что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, во времена правления Ибн Аз-Зубейра на протяжении нескольких лет совершал Умру дважды в год.

Аль-Касим сказал: «Поистине, Аиша, да будет доволен ею Аллах, за один год совершила три Умры». Его спросили: «А порицал ли её кто-нибудь за это?», на что он ответил: «Свят Аллах, мать правоверных?!».

Этого мнения придерживаются большинство учёных, кроме Малика, который считал нежелательным совершение Умры более одного раза в год.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, за свою жизнь совершил Умру несколько раз. Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил в своей жизни четыре Умры: Умру при Худайбии, Умру «аль-када (за прошлое)», третью – из Джуграна и четвёртую вместе с Хаджем. Этот хадис пересказали Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа, все пересказчики данного хадиса достойны доверия.

Порядок совершения Умры

- Столпы Умры (Аркян) и обязательные действия (Ваджибат)

Умра состоит из двух предписанных действий («фарз») и двух обязательных действий («ваджиб»).
К предписанным действиям («фарз») относятся:
  • вхождение в «Ихрам»;
  • совершение «Тавафа».
К обязательным действиям («ваджиб») относятся:
  • «Са’ий» - бег между холмами Сафа и Марва;
  • бритье или стрижка волос на голове после завершения остальных обрядов Умры.

- Порядок совершения Умры

  1. Отправляясь в Мекку с намерением совершить Умру, прежде всего, необходимо войти в состояние Ихрама. В Ихрам входят в одной из точек Микат на пути следования (о чем более подробно мы расскажем чуть ниже).
  2. Далее произносят слова «Тальбии» до тех пор, пока паломник не приступит к выполнению Тавафа.
  3. Добравшись до Мекки и войдя в мечеть Аль-Харам, совершают Таваф - семикратный обход Каабы.
  4. После завершения Тавафа необходимо прочитать молитву в два рака`ата, желательно за макамом Ибрагима.
  5. Далее следует питьё воды Зам-Зам.
  6. Следующее предписанное действие - это Са`й, т.е. бег между холмами Сафа и Марва, что повторяется семь раз.
  7. Последнее действие — бритье или стрижка волос на голове.
На этом совершение обрядов Умры заканчивается.В ходе совершения Умры необходимо постоянно читать свои мольбы Всевышнему, а также возносить Ему хвалу.
Ниже мы приводим более подробное описание правил исполнения каждого из перечисленных обязательных и рекомендуемых действий.

- 1. Ихрам

«Ихрам» – это первое, что необходимо сделать перед совершением паломничества. Это действие означает намерение приступить к обрядам Умры.

Входить в состояние «ихрама» можно в любое время в течение года.
Согласно мнению последователей ханафитского мазхаба, при вхождении в «ихрам» должны выполняться два предписанных действия («фарз»): 1.намерение и 2. произнесение слов «Тальбии».
Кроме того, должны выполняться и обязательные действия («ваджиб»): 1. вхождение в «ихрам» непосредственно в «микате», 2. намерение соблюдать запреты «ихрама».

«Микат» - это специально определенные места для вхождения в состояние «ихрама».

Места для вхождения в Ихрам («микаты»).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил пять
мест для облачения в Ихрам, которые называются «микатами». Каждый паломник должен входить в состояние «ихрам» только в них.
Эти «микаты» следующие:

  • «Зу-ль-Хулейфа» – «микат» для жителей Медины и тех паломников, которые прибывают со стороны этого города. Его современное название – «Абъяр Али», Это место находится на выезде из Лучезарной Медины, на расстоянии 450 км от Священной Мекки;
  • «Аль-Джухфа» – микат для жителей Сирии, Марокко, Египта, и тех паломников, которые прибывают со стороны этих государств. Это место располагается вблизи города Рабег, поэтому современные паломники надевают «ихрам» в самом Рабеге, который расположен в 183 км от Священной Мекки;
  • «Карн аль-Маназиль» – микат для жителей Неджда и тех паломников, которые прибывают с этого направления. Современное название –
    «ас-Сайль аль-Кабир». Это место располагается в 75 км от Священной Мекки;
  • «Ялям-лям» – «микат» для жителей Йемена и тех паломников, которые прибывают с этого направления. В наше время паломники надевают «ихрам» на горе ас-Садийи, расположенной на расстоянии 92 км от Священной Мекки;
  • «Зат Ирк» – микат для жителей Ирака и тех паломников, которые прибывают с этого направления. Он располагается в 94 км до Священной Мекки.


Паломники из России обычно заезжают в Саудовскую Аравию для совершения Умры через первые три миката


Паломнику запрещается миновать «микат», не войдя в состояние«ихрам». Тот, кто покинул «микат» и преднамеренно не вошел всостояние «ихрам», должен вернуться и сделать это. В противномслучае, этот паломник обязан принести в жертву барана на территории Мекки и раздать мясо жертвенного животного беднякам.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«[Эти микаты предназначены] для жителей этих мест, а такжедля других людей, которые проезжают через них с намерениемсовершить Хадж или Умру»

.

Жители Мекки и те, кто в ней временно проживает, входят в состояние «ихрам» с намерением совершить Хадж в самой Мекке, ас намерением совершить Умру – за пределами Священной территории Харама (Мекки и ее окрестностей, ограниченный границами«микатов»); , например, в ат-Тан’име (или мечети Аиши)

.

Прибывая в «микат по суше» (например, на автомобиле), преждевсего, паломнику необходимо подстричь ногти и усы, сбрить волосы подмышками и в области паха, после чего совершается полноеомовение («гусль) (Это является Сунной для мужчин и для женщин, даже если у женщины в это время начались месячные или послеродовое кровотечение. Ей не нужно дожидаться прекращения кровотечения, если естьподходящее место, она делает полное омовение для чистоты, расчесывает волосы, и входит в состояние"ихрам" без совершения намаза из двух "циклов-ракя'атов", делает намерение совершить Умру ипроизносит слова«тальбии». Сделав намерение и произнеся слова «тальбии»:, тем самым она входитв состояние "ихрам". Прибыв в Мекку, ей нужно дождаться прекращения кровотечения, и только потомсовершить "Таваф"). В случае серьёзных затруднений из-за времени,отсутствия возможностей, либо по состоянию здоровья, допускаетсясовершить только ритуальное омовение («аль-вуду» - тахарат).


Да
лее паломник–мужчина снимает с себя всю шитую (шитую означает: скроенную по частям его тела)одежду и надевает специальную – «ихрам», которая состоит из двух кусков белойчистой ткани, используемых в качестве набедренной повязки инакидки. При наличии благовоний умащается ими (но так, чтобы эти благовония не попали на одежду-«ихрам» -является "сунной"), затем выполняет намаз из двух циклов-ракя’атов (является "сунной")и произносит намерение.
У женщин специальная одежда «ихрам» не предусмотрена, поэтому они могут надеть необлегающую, непросвечивающую одеждулюбого цвета, без украшений.

В случае, если паломники прибывают в Саудовскую Аравию воз
душным путем, то перед вылетом паломник должен взять гусльдома или в аэропорту , а затем сразу одеть на себя одежду «ихрам».Во время полета капитан воздушного судна, как правило, объявляетпассажирам о том, что скоро они будут пролетать над точкой «миката». В момент, когда самолет достигает этого места, паломники приступают к совершению обрядов Умры: делают намерение (произносят определенные слова) и начинают повторять слова «Тальбии».

Слова, которые рекомендуется произносить, совершая намерение на Умру следующие:

لَبَّيْكَ اللهُمَّ عُمْرَةً

«Ляббайка-Л-лахумма ‘гУмратан» – «О Аллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить Умру»

или:

اللهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ العُمْرَةَ فَيَسِّرْهَا لِي وَتَقَبَّلْهَا مِنِّي

«Аллахумма инни уриду аль‘гУмрата файассирха ли ва такаббальха минни»
« О Аллах! Я хочу совершить Умру, облегчи мне ее и примиее от меня»

Если паломник совершает Умру за другого человека, то соответственно делает намерение совершить Умру от его имени и говорит:

«Ляббайка-Л-лахумма ‘гУмратан ‘ган …. (и называет его имя)»
«ОАллах! Вот я перед Тобой с намерением совершить Умру от имени ... (такого-то)»

Затем произносит (именно произносит, ибо если он скажет слова поминания Всевышнего в сердце, то оно не засчитается) Слова «Тальбии»:

لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لكَ لَبَّيْكَ، إنَّ الحَمْدَ والنِّعْمَةَ لكَ والمُلْكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

«Ляббайка, Аллахума, ляббайка,ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна-ль-хамда ван-ни’гмата ляка ва-ль-мульк(а), ля шарика ляк(а)!»
«Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Нет у Тебя сотоварища!
Хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»


Таким образом,

  • Допускается, чтобы паломник надел «ихрам» уже дома, в гостинице или непосредственно в аэропорту вылета в Мекку. Если паломник прибывает в Мекку на автобусе, то всю процедуру вхождения в «ихрам» он совершает непосредственно в точке «миката».
  • В самолете, пролетая над «микатом», паломник произносит намерение и начинает повторение слов «Тальбии». Произнесение слов «Тальбии» фактически является заявлением паломника о том, что он вошел в состояние «ихрама» и приступил к совершению Умры.
  • В соответствии с Сунной мужчины произносят слова «Тальбийи» вслух, а женщины – про себя.
  • Произносить слова «Тальбийи» при совершении Умры необходимо с момента вхождения в состояние «ихрам» и вплоть до начала обхода Каабы («Таваф»).
  • Приблизившись к высокочтимой Каабе, паломник прекращаетпроизносить слова «Тальбии», обращается к Аллаху со своимимольбами, просит у Него прощения, благосклонности и спасения от огня, а затем приступает к обходу Заповедного Дома (Каабы)

Необходимо знать, что «Тальбия» – это девиз Умры, её символ и знак её значимости. «Тальбия» символизирует ответ человека на призыв Создателю. «Тальбию» произносят не только паломники, совершающие Умру или Хадж, - ему вторят стороны света, холмы, горы, деревья и все, что есть на Земле, как об этом сказал Посланник Аллаха:

ما من مُلَبٍّ يلبِّي إلَّا لبَّى ما عن يمينِهِ وشمالِهِ من حَجَرٍ أو شجَرٍ أو مدرٍ حتَّى تنقطعَ الأرضُ من هاهنا وَهاهنا

«Кто бы из произносящих «тальбию» ни произносил её, вместе с ним её обязательно произносят справа и слева
от него камни, деревья и всё, что есть на земле насколько можно охватить её взглядом в эту сторону и в эту»

- В состоянии «ихрама» паломнику запрещается

  • Иметь интимную близость, а также совершать все то, что активизирует либидо;
  • Препираться друг с другом;
  • Стричь или удалять волосы (на голове, бороде и на любом участке тела любым способом);
  • Применять какие-либо виды парфюмерии для тела или одежды. Допускаются остатки на теле тех благовоний, которые были использованы до облачения в «ихрам», если же эти благовония попали на одежду, то их необходимо смыть (постирав его, чтобы не осталось запаха благовоний);
  • Охотиться или оказывать какую-либо помощь в охоте на Священной территории Харама (Мекки и ее окрестностей, ограниченных границами «микатов»);
  • Вырубать дикорастущие деревья или рвать зелень на Священной территории Харама (Мекки и ее окрестностей, ограниченных границами «микатов»), если они специально не посажены человеком;
  • Поднимать найденные на Священной территории Харама (Мекки и ее окрестностей, ограниченных границами «микатов») деньги, золото, серебро и т.п., кроме случая, когда он хочет уведомить людей о своей находке и найти владельца;
  • Женщине в состоянии «ихрама» запрещается надевать перчатки и закрывать лицо
  • Мужчине в состоянии «ихрама» запрещается прикрывать голову и лицо одеждой «ихрам» или надевать головной убор;
  • Мужчине в состоянии «ихрама» запрещается надевать скроенную одежду (рубашку, брюки и т.п.) и закрытую (имеющую задник) обувь.

- В состоянии «ихрама» паломнику разрешается


  • Носить часы;
  • Надевать наушники;
  • Надевать перстень;
  • Надевать открытые сандалии;
  • Надевать очки;
  • Надевать ремень или повязывать пояс;
  • Пользоваться солнечным зонтом (не кладя его на голову);
  • Прятаться от солнца в автомобиле, доме, палатке, под навесом;
  • Перебинтовывать раны, менять и стирать одежду «ихрам»;
  • Мыть голову и тело (не используя для этого стандартные шампунь, гель для душа или мыло), и если при этом выпадет волос, то не будет в том греха.

- 2 Таваф (обход Каабы во время Умры)

По прибытии в Мекку желательно сразу же совершить полное омовение («гусль»). Мы советуем паломникам отдохнуть после дороги, чтобы совершить Умру не машинально, а осознанно. 

Затем паломники направляются в Заповедную мечеть аль-Харам, чтобы выполнить обряды Умры. Считается допустимым и совершение только малого омовения («тахарат»).

В Заповедную мечеть аль-Харам следует заходить с правой ноги со словами:

أَعُوذُ بِاللهِ العَظِيمِ، وَبِوَجْهِهِ الكَرِيمِ، وَسُلْطَانِهِ القَدِيمِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

بِسْمِ الله والصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلى رَسُولِ الله اللهُمَّ اِفْتَح لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ

«А’узу билляхи аль’азым ва биваджхи-хи-ль-карим ва султани-хи аль-ка-дим минаш-шейтанир-раджим!

Бисми-ль-Ляхи ва-с-саляту ва-с-саляму ‘аля расули-ль-Ляхи! Аллахума-фтах ли абваба рахматика».

«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику, Его извечной власти, ища защиты от проклятого шайтана!

Во имя Аллаха! Благословение и мир Посланнику Аллаха! О Аллах, открой мне врата Своей милости»

эти же слова следует произносить при входе в лю- бую другую мечеть.

Если Ваш взгляд пал на Высокочтимую Каабу, поднимите руки и произносите:

اللَّهُمَّ أَنْتَ السَّلَامُ وَمِنْكَ السَّلَامُ فَحَيِّنَا رَبَّنَا بِالسَّلَامِ. اللهُمَّ زِد هَذَا البَيْتَ تَعْظِيمًا وَتَشْرِيفًا وَتَكْرِيمًا وَمَهَابَةً وَبِرًا

وَزِد مَنْ عَظَّمَهُ وَشَرَّفَهُ مِمَّنْ حَجَّهُ وَاعْتَمَرَهُ تَعْظِيمًا وَتَشْرِيفًا وَتَكْرِيمًا

«Аллахумма, анта-с-саляму ва мин-ка-с-салям фахайина раббана би-с-салям, Аллахумма, зид хаза-ль бейта та’зыман ва ташрифан

ва такриман ва махабатан ва бирран, вазид ман ‘аззамаху ва шар- рафаху мимман Хаджжаху ва’тамараху та’зыман ва ташрифан ва такриман».

«О Аллах! Ты мир и от Тебя исходит мир! Так приветствуй, наш Господь, нас миром! О Аллах! Пусть этот Дом будет ещё более величественным!

Пусть ему будет оказана ещё большая честь, уважение, почет! Сделай так, чтобы тем, кто совершил к Дому Хадж и Умру, оказывая Ему честь

и возвеличивая, оказывали ещё большую честь и уважение! Пусть их ещё больше возвеличивают, и они будут ещё более благочестивыми!».


Далее паломники направляются к Высокочтимой Каабе, и приступают к «Тавафу». Согласно Сунне мужчинам при этом следует оголить правое плечо, пропустив правый конец накидки «рида» под правой подмышкой, а затем набросив его на левое плечо (это действие называется "аль-идтыба'").

Паломники семь раз обходят Каабу, начиная «Таваф» у Черного Камня. Начиная обход, следует произнести:

اللهُمَّ إٍيمَانًا بِكَ وَتَصْدِيقًا بِكِتَابِكَ وَوَفَاءً بِعَهْدِكَ وَاتِّبًاعًا لِسُنَّةِ نَبِيِّكَ مُحَمَّد صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّم

«Аллахумма иманан бикя ва тасдикян бикитабика ва вафаан би’ах- дика ва-т-тиба’ан лисуннати набийика Мухаммадин, салла-л-лаху’а- лейхи ва саллям(а)».

«О Аллах, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания, следуя Сунне Твоего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».


Если есть возможность добраться до Черного Камня, то следует его поцеловать. При отсутствии такой возможности достаточно положить на него обе ладони (или лишь одну из них), а затем поцеловать их. Если и это окажется весьма затруднительным, то прикоснитесь к Камню каким-либо предметом, оказавшимся под рукой, например, палкой, а затем поцелуйте этот предмет. Паломник всегда должен помнить и следить за собой в том, чтобы не обижать других людей – не толкаться, не ругаться и уж тем более не драться с ними. Это большое упущение, ведь при этом страдают другие мусульмане, совершающие «Таваф».

Довольно часто случается и так, что из-за большого скопления людей вокруг Каабы, ни одно из вышеперечисленных действий невозможно. В этом случае достаточным будет, находясь с Черным Камнем на одной линии, повернуться к нему лицом издалека. В таком расположении паломник поднимает обе руки на уровень ушей так, чтобы внешняя сторона кистей была повернута к лицу, а ладони - в сторону Черного Камня, и, протянув руки в сторону Черного Камня, произносит:

بِسْمِ الله، الله أَكْبَر

«Бисми-ль-Ляхи, Аллаху Акбар!» 

«Во имя Аллаха, Аллах Велик»


Затем следует поцеловать ладони и, не останавливаясь, продолжить движение. 

Во время обхода Кааба всегда находится по левую руку от паломника. Достигнув Йеменского угла, дотроньтесь до него рукой, если есть такая возможность. Целовать это место или обтирать свое тело руками после прикосновения к нему не принято. При отсутствии возможности приблизиться и прикоснуться к Йеменскому углу, следует продолжать обход Каабы. Согласно Cунне, проходя расстояние между Йеменским углом и Черным Камнем, необходимо произносить:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Раббана, атина фи-д-дунья хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасана- тан, ва кына ‘азаба-н-нар» 

«Господь наш! Даруй нам добро в этом мире и добро в Вечной жизни и защити нас от мучений ада»