Уроки по умре. Обучение

Дорогой паломник,

Отправляясь в священный путь, помни, что твоя Умра - это особое и драгоценное событие в твоей жизни, и она требует от тебя основательной подготовки, необходимо отправляться с правильными намерениями и знаниями.

Об умре

Что такое Умра

«Умра» (от слова «и’тимар» – посещение) - это обряд, включающий в себя:

Все ученые единодушно признают, что совершение Умры узаконено шариатом. Ибн ‘Габбас, да будет доволен им Аллах, передал:

«Умра в месяц Рамадан приравнивается по награде к Хаджу»
(но не снимает обязанности совершить первый Хадж)
Ахмад и Ибн Маджах

Абу Хурейра пересказал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Умра сводит на нет грехи, накопленные между ней и предыдущей Умрой, а за правильно совершённый Хадж наградой будет только Рай»
Ахмад, Аль-Бухари и Муслим

Существует и другое высказывание Посланника Аллаха: «Совершайте Хадж и Умру друг за другом».

Обязательность Умры

Согласно мнению большинства ученых ханафитского мазхаба:

الاسْلَامُ أَن تَشْهَدَ أن لَا إِلَهَ إِلَّا الله وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله وَتُقِيمَ الصَّلاةَ َوتُؤتِي الزَّكَاةَ َوَتَحُجَّ البَيْتَ وَتَعْتَمِرَ وَتَغْتَسِلَ مِن الجَنَابَةِ َوَتُتِمَّ الوُضُوءَ وَتَصُومَ رَمَضَان

«Исповедовать ислам – это значит:

  1. Засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха
  2. Совершать молитву
  3. Вносить Закят
  4. Совершать Хадж и Умру
  5. Выполнять полное омовение, осквернившись
  6. Совершать должным образом частичное омовение («тахарат»)
  7. Поститься в Рамадан»

Если паломник совершил Умру непосредственно во время своего Хаджа, то тем самым он исполнил обязательную Умру, предписанную Исламом. Подобного мнения придерживался и Аль-Касани, автор одного из авторитетнейших источников ханафитского мазхаба «Бадаи’г ас-Санаи’г».

Достоинства Умры

В пречистой сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть следующие тексты, которые указывают на преимущества и награду за совершение Умры:

  1. Прощение грехов и их искупление

    Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, пересказал:

    «Каждая последующая Умра служит искуплением грехов, совершенных после предыдущей, что же касается благочестивого Хаджа, то единственным воздаянием за него будет Рай»
  2. Почтение паломников Всевышним в качестве Своих гостей

    Передается от Абу Хурайры:

    «Паломники, совершающие большой и малый Хадж, являются делегацией к Аллаху - если они станут взывать к Нему, Он ответит им, а если будут просить у Него прощения, Он простит им»
    (Ан-Насаи, Ибн Маджах и Ибн Хазима)
  3. Умерший на пути к Священному Дому для совершения Умры попадет в Рай

    Ибн Джуреих пересказал (с хорошей цепочкой передатчиков – «иснадом»), от Джабира, да будет доволен им Аллах:

    «Этот Дом - опора Ислама, и кто выйдет из дома, направившись к этому Дому в качестве паломника, совершающего большой или малый Хадж, то ему гарантировано Аллахом то, что если он умрет - войдет в Рай, а если вернется, то вернется с наградой и добычей»
  4. Умра освобождает от бедности так же, как освобождает от грехов

    Абдуллах бен Масгуд, да будет доволен им Аллах, передал:

    «Совершайте поочерёдно Хадж и Умру, ибо они отгоняют бедность и грехи подобно тому, как кузнечный мех очищает железо, золото и серебро, а за правильно совершённый Хадж непременно будет наградой рай»
  5. Преимущество расходов на это священное путешествие

    Со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:

    «Поистине, ты получишь награду по мере своей усталости и расходов»
  6. Награда за обход вокруг Каабы

    От Ибн ‘Гумара, да будет доволен им и его отцом Аллах:

    «Совершающему «Таваф», за каждое поднятие и опускание ноги во время него, записывается награда, стирается грех и поднимается его статус»
  7. Преимущество намаза в двух Запретных мечетях

    От Джабира, да будет доволен им Аллах:

    «Намаз в этой моей мечети в тысячу раз лучше намаза в любой другой мечети, кроме мечети «аль-Харам», ибо намаз в мечети «аль-Харам» по сравнению с намазами в других мечетях лучше в сто тысяч раз»

Особенности Умры в Рамадан

Принято считать, что награда за совершение какого-либо поклонения увеличивается:

Ибн Аль-Джаузи, да смилостивится над ним Аллах, сказал:

«Отсюда совершение Умры в месяц Рамадан позволяет получить большую награду»

Ибн ‘Габбас, да будет доволен им Аллах, передал:

«Умра в месяц Рамадан приравнивается по награде к Хаджу»
(но не снимает обязанности совершить первый Хадж)

История от Ибн ‘Габбаса, да будет доволен им и его отцом Аллах:

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщине Умм Синан:
«Что помешало тебе совершить вместе с нами Хадж?»
Она ответила: «У моего мужа было только два верблюда-оросителя...»
Тогда он сказал: «Когда придёт Рамадан, соверши Умру, ведь Умра в нём равняется Хаджу вместе со мной»
عن ابن عباس رضي الله عنهما أن النبي صلى الله عليه وسلم لما رجع من حجة الوداع قال لامرأة من الأنصار تُدعى أم سنان: "ما منعك أن تحجي معنا؟" قالت: أبو فلان (تقصد زوجها) له ناضحان حج على أحدهما، والآخر نستقي عليه، فقال لها النبي صلى الله عليه وسلم إذا جاء رمضان فاعتمري، فإن عمرة فيه تعدل حجة معي". (رواه البخاري ومسلم)
Перевод:

От Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом: Пророк, мир ему и благословение, когда вернулся из Прощального Хаджа, сказал женщине из ансаров по имени Умм Синан: «Что помешало тебе совершить Хадж с нами?» Она ответила: «У моего мужа было два верблюда для полива...» Тогда Пророк сказал: «Когда наступит Рамадан, соверши Умру, ибо Умра в нем равняется Хаджу со мной». (Аль-Бухари и Муслим)

Совершение Умры

Правила совершения Умры

Отправляться в Умру следует с искренним намерением совершить Умру ради Всевышнего Аллаха, стать ближе к Нему. Не стоит желать за это похвалы или звания «хаджия», паломничество не совершают напоказ или ради славы.

Готовясь к поездке, надлежит:

Во время Умры необходимо:

В пути рекомендуется:

ﺑِﺴْﻢِ ﷲِ اﻟْﺤَﻤْﺪُ لله ﷲُ أَﻛْﺒَﺮُ ﷲُ أَﻛْﺒَﺮُ ﷲُ أَﻛْﺒَﺮُ سُبْحَانَ الذِي سَخَّرَ لَنَا هَذَا وَمَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِينَ وَإِنَّا إٍلى رِبِّنَا لَـمُنْقَلِبُونَ

اللهُمَّ إٍنَّا نَسْأَلُكَ فِي سَفَرِنَا هَذَا البِرَّ وَالتَّقْوَى وَﻣِﻦَ اﻟﻌَﻤَﻞِ ﻣَﺎ ﺗَﺮْﺿَﻰ اﻟلَّهُمَّ هَوِّن ﻋَﻠَﯿْﻨَﺎ ﺳَﻔَﺮَﻧَﺎ هَذَا وَاطْﻮِ عَنَّا بُعْدَهُ

اللهُمَّ أَنْتَ الصَّاحِبُ فِي السَّفَرِ وَالخَلِيفَةُ فِي الأَهْل اللهُمَّ إٍنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ وَعْثَاءِ السَّفَرِ وَكآبَةِ الـمَنْظَرِ وَسُوءِ الـمُنْقَلَبِ فِي الـمَالِ وَالأهْلِ

Транслитерация:
«Бисми-ль-Ляхи, аль-хамду ли-ль-Ляхи, Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар, субхана-ль-лязи саххара ляна хаза ва ма кунна ляху мукринина, ва иннаа иля Раббина лямункалибуна. Аллахумма, иннаа нас’алюкя фи сафарина хаза-ль-бирра ва-т-таква, ва мина-ль-ама-ли ма тарда. Аллахумма, хаввин ’аляйна сафарана хаза, ва-тви ’анна бу’даху! Аллахумма, Анта-с-сахибу фи-с-сафари валь-халифату фи-ль-ахли, Аллахумма, инни а’узу бикя, мин ва’саи-с-сафари, ва кяаба-ти-ль-манзари ва су’и-ль-мункаляби фи-ль-мали ва-ль-ахли!»

Перевод:
«С именем Аллаха! Хвала Аллаху! Аллах Велик! Аллах Велик! Аллах Велик! Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу. Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся. О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благочестии и богобоязненности в этом нашем путешествии, а также о совершении тех дел, которыми Ты останешься доволен! О Аллах, облегчи нам это путешествие и сократи для нас его дальность! О Аллах, Ты будешь спутником в этом путешествии и Ты останешься с семьёй, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от трудностей пути, от уныния, в которое я могу впасть от того, что увижу, и от неприятностей, касающихся имущества и семьи!»

Требования к поведению во время всего паломничества:

Условия совершения Умры

Совершение Умры является сунной. Совершают ее при наличии четырех общих для всех условий и специального дополнительного условия, касающегося женщин-мусульманок. Условия эти таковы:

  1. Исповедание ислама
    • Обязательное условие для всех обрядов поклонения
  2. Здравость рассудка
    • Предписания шариата распространяются только на разумных людей
  3. Зрелость
    • Дети до совершеннолетия не обязаны совершать Умру
  4. Наличие возможностей
    • Физическая способность к совершению обрядов
    • Финансовая обеспеченность (без ущерба основным нуждам)
    • Безопасность пути
    • Отсутствие препятствий для путешествия
  5. Для женщин: наличие махрама
    • Сопровождение мужем или близким родственником
    • Родство должно исключать возможность брака
    لا يَحِلُّ لِامْرَأَةٍ تُؤْمِنُ باللَّهِ واليَومِ الآخِرِ أنْ تُسافِرَ مَسِيرَةَ يَومٍ ولَيْلَةٍ ليسَ معها حُرْمَةٌ

    Перевод:
    «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Последний день, отправляться в путь, который займет один день, иначе как в сопровождении близкого родственника»

Умра считается действительной при соблюдении следующих условий:

Время совершения Умры

Мнение большинства учёных:
Умру можно совершать в любое время года.

Позиция имама Абу Ханифы:
Нежелательно совершать Умру в пять дней:

  • День стояния на Арафате
  • День жертвоприношения (Яум ан-Нахр)
  • 3 дня ташрика (11-13 Зуль-Хиджа)

Мнение Абу Юсуфа:
Нежелательно совершение Умры:

  • День Арафата
  • 3 последующих дня
Оба учёных разрешали Умру в месяцы Хаджа

Свидетельство из сунны:

Аль-Бухари передал от Икримы бин Халида:
«Спросил я Абдуллу бен Гумара об Умре до Хаджа, и он ответил: "В этом нет ничего страшного, так как сам Пророк совершал Умру до Хаджа"»

Пример из жизни сподвижников:
Со слов Джабира, да будет доволен им Аллах:

  • Аиша совершила Хадж, но не смогла выполнить Таваф из-за месячных
  • После очищения совершила Умру в месяце Зуль-Хиджа
  • Пророк ﷺ повелел Абдуррахману сопроводить её в ат-Тангим

Предпочтительное время:

Историческая справка:
Тавус сказал:

«Арабы доисламского периода осуждали Умру в месяцы Хаджа, но Ислам узаконил её совершение в это время вплоть до Судного дня»

Основные положения:

О многократном совершении

Пример из практики сподвижников:

«Нафиг рассказывал, что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, во времена правления Ибн Аз-Зубейра на протяжении нескольких лет совершал Умру дважды в год»

Прецедент с матерью правоверных Аишей:

  • Совершила три Умры за один год
  • На вопрос о порицании:
    «Свят Аллах, мать правоверных?!»

Позиции учёных:

Пример Пророка Мухаммада ﷺ:

Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, передал: «Пророк ﷺ совершил четыре Умры:
  1. Умра аль-Худайбия
  2. Умра аль-Када (возмещающая)
  3. Умра из Джуграны
  4. Умра в сочетании с Хаджем»

Источники: Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа

Основные положения:

Порядок совершения Умры

  1. Вход в состояние ихрама
    • Совершается в специальных точках (микатах)
    • Подробнее о микатах см. ниже
  2. Произнесение тальбии
    • Продолжается до начала тавафа
    • Текст: «Лаббайка Аллахумма умратан»
  3. Таваф вокруг Каабы
    • 7 полных обходов против часовой стрелки
    • Начинается и заканчивается у Чёрного камня
  4. Молитва в 2 ракаата
    • Предпочтительно у макама Ибрахима
    • Чтение сур «аль-Кафирун» и «аль-Ихлас»
  5. Питьё воды Зам-Зам
    • С соблюдением этикета и мольбой
  6. Са'й между Сафой и Марвой
    • 7 переходов между холмами
    • Начинается с холма Сафа
  7. Хальк (бритьё) или таксир (стрижка)
    • Мужчинам предпочтительно бритьё
    • Женщинам - подрезка кончиков волос

На протяжении всех обрядов рекомендуется:

  • Постоянное поминание Аллаха (зикр)
  • Искренние мольбы (дуа)
  • Соблюдение этикета и концентрация

1. Ихрам

Ихрам - особое духовное состояние с намерением совершения умры, сопровождающееся:

  • Специальной одеждой (два несшитых полотна для мужчин)
  • Запретом на определённые действия
  • Произнесением тальбии

Требования ханафитского мазхаба:

Фарды (обязательные):

  1. Ният (намерение)
  2. Тальбия

Ваджибы (необходимые):

  1. Вступление в ихрам в микате
  2. Соблюдение запретов ихрама

Места для вхождения в Ихрам (микаты)

Важно: Все паломники должны входить в состояние ихрама строго в установленных микатах, независимо от способа передвижения (воздушный, наземный транспорт)

Для паломников из России:
Обычно используют первые три миката:

  • Зуль-Хулейфа (при вылете из Медины)
  • Аль-Джухфа (при прибытии через Джидду)
  • Карн аль-Маназиль (при маршруте через Эр-Рияд)

Правила прохождения микатов

«[Эти микаты предназначены] для жителей этих мест, а также для других людей, которые проезжают через них с намерением совершить Хадж или Умру»
Пророк ﷺ

Особые правила для жителей Мекки

Подготовка к ихраму (для наземных паломников)

  1. Гигиенические процедуры:
    • Стрижка ногтей и усов
    • Удаление волос подмышками и в паху
  2. Полное омовение (гусль):
    • Для женщин: даже при менструации
      • Совершают очищение для чистоты
      • Откладывают таваф до окончания кровотечения
  3. Намаз в 2 ракяата (сунна)

Одеяние ихрама

Для мужчин:
  • 2 несшитых белых полотна
  • Запрещено:
    • Шитая одежда
    • Головные уборы
  • Сунна: использование благовоний (не на одежде)
Для женщин:
  • Свободная, непрозрачная одежда
  • Любой допустимый цвет
  • Запрещены украшения

Особенности авиаперелёта

Формы намерения (ният)

Стандартное намерение:

لَبَّيْكَ اللهُمَّ عُمْرَةً
«Ляббайка-Ллахумма 'умратан»
«О Аллах! Откликаюсь на Твой зов, совершая Умру»

Рекомендуемая мольба:

اللهُمَّ إِنِّي أُرِيدُ العُمْرَةَ فَيَسِّرْهَا لِي وَتَقَبَّلْهَا مِنِّي
«Аллахумма инни уридуль-умрата файассирха ли ва такаббальха минни»
«О Аллах! Я желаю совершить Умру, облегчи её мне и прими её»

За другого человека:

لَبَّيْكَ اللهُمَّ عُمْرَةً عَنْ فُلَان
«Ляббайка-Ллахумма 'умратан 'ан [имя]»
«О Аллах! Совершаю Умру за [имя]»

Тальбия

لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لكَ لَبَّيْكَ، إنَّ الحَمْدَ والنِّعْمَةَ لكَ والمُلْكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

«Ляббайка-Ллахумма ляббайка, ляббайка ля шарика ляка ляббайка, инналь-хамда ван-ни‘мата ляка валь-мульк, ля шарика ляк»

«Вот я перед Тобой, о Аллах! Нет у Тебя сотоварища! Поистине, хвала, милость и владычество принадлежат Тебе! Нет у Тебя сотоварища!»

Важные замечания

Таким образом,

Допускается, чтобы паломник надел «ихрам» уже дома, в гостинице или непосредственно в аэропорту вылета в Мекку. Если паломник прибывает в Мекку на автобусе, то всю процедуру вхождения в «ихрам» он совершает непосредственно в точке «миката».
В самолете, пролетая над «микатом», паломник произносит намерение и начинает повторение слов «Тальбии». Произнесение слов «Тальбии» фактически является заявлением паломника о том, что он вошел в состояние «ихрама» и приступил к совершению Умры.
В соответствии с Сунной мужчины произносят слова «Тальбийи» вслух, а женщины – про себя.
Произносить слова «Тальбийи» при совершении Умры необходимо с момента вхождения в состояние «ихрам» и вплоть до начала обхода Каабы («Таваф»).
Приблизившись к высокочтимой Каабе, паломник прекращает произносить слова «Тальбии», обращается к Аллаху со своими мольбами, просит у Него прощения, благосклонности и спасения от огня, а затем приступает к обходу Заповедного Дома (Каабы)

Необходимо знать, что «Тальбия» – это девиз Умры, её символ и знак её значимости. «Тальбия» символизирует ответ человека на призыв Создателю. «Тальбию» произносят не только паломники, совершающие Умру или Хадж, - ему вторят стороны света, холмы, горы, деревья и все, что есть на Земле, как об этом сказал Посланник Аллаха:

ما من مُلَبٍّ يلبِّي إلَّا لبَّى ما عن يمينِهِ وشمالِهِ من حَجَرٍ أو شجَرٍ أو مدرٍ حتَّى تنقطعَ الأرضُ من هاهنا وَهاهنا

«Кто бы из произносящих «тальбию» ни произносил её, вместе с ним её обязательно произносят справа и слева от него камни, деревья и всё, что есть на земле насколько можно охватить её взглядом в эту сторону и в эту»

Запреты в ихраме

В состоянии «ихрама» паломнику запрещается

Разрешенные действия

В состоянии «ихрама» паломнику разрешается

2. Таваф

По прибытии в Мекку желательно сразу же совершить полное омовение («гусль»). Мы советуем паломникам отдохнуть после дороги, чтобы совершить Умру не машинально, а осознанно.
Затем паломники направляются в Заповедную мечеть аль-Харам, чтобы выполнить обряды Умры. Считается допустимым и совершение только малого омовения («тахарат»).

В Заповедную мечеть аль-Харам следует заходить с правой ноги со словами:

أَعُوذُ بِاللهِ العَظِيمِ، وَبِوَجْهِهِ الكَرِيمِ، وَسُلْطَانِهِ القَدِيمِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

بِسْمِ الله والصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلى رَسُولِ الله اللهُمَّ اِفْتَح لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ
«А’узу билляхи аль’азым ва биваджхи-хи-ль-карим ва султани-хи аль-ка-дим минаш-шейтанир-раджим!
Бисми-ль-Ляхи ва-с-саляту ва-с-саляму ‘аля расули-ль-Ляхи! Аллахума-фтах ли абваба рахматика».
«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику, Его извечной власти, ища защиты от проклятого шайтана!
Во имя Аллаха! Благословение и мир Посланнику Аллаха! О Аллах, открой мне врата Своей милости»

эти же слова следует произносить при входе в любую другую мечеть.

Если Ваш взгляд пал на Высокочтимую Каабу, поднимите руки и произносите:

اللَّهُمَّ أَنْتَ السَّلَامُ وَمِنْكَ السَّلَامُ فَحَيِّنَا رَبَّنَا بِالسَّلَامِ. اللهُمَّ زِد هَذَا البَيْتَ تَعْظِيمًا وَتَشْرِيفًا وَتَكْرِيمًا وَمَهَابَةً وَبِرًا

وَزِد مَنْ عَظَّمَهُ وَشَرَّفَهُ مِمَّنْ حَجَّهُ وَاعْتَمَرَهُ تَعْظِيمًا وَتَشْرِيفًا وَتَكْرِيمًا
«Аллахумма, анта-с-саляму ва мин-ка-с-салям фахайина раббана би-с-салям, Аллахумма, зид хаза-ль бейта та’зыман ва ташрифан
ва такриман ва махабатан ва бирран, вазид ман ‘аззамаху ва шар- рафаху мимман Хаджжаху ва’тамараху та’зыман ва ташрифан ва такриман».
«О Аллах! Ты мир и от Тебя исходит мир! Так приветствуй, наш Господь, нас миром! О Аллах! Пусть этот Дом будет ещё более величественным!
Пусть ему будет оказана ещё большая честь, уважение, почет! Сделай так, чтобы тем, кто совершил к Дому Хадж и Умру, оказывая Ему честь и возвеличивая, оказывали ещё большую честь и уважение! Пусть их ещё больше возвеличивают, и они будут ещё более благочестивыми!».

Далее паломники направляются к Высокочтимой Каабе, и приступают к «Тавафу». Согласно Сунне мужчинам при этом следует оголить правое плечо, пропустив правый конец накидки «рида» под правой подмышкой, а затем набросив его на левое плечо (это действие называется "аль-идтыба'").

Паломники семь раз обходят Каабу, начиная «Таваф» у Черного Камня. Начиная обход, следует произнести:

اللهُمَّ إٍيمَانًا بِكَ وَتَصْدِيقًا بِكِتَابِكَ وَوَفَاءً بِعَهْدِكَ وَاتِّبًاعًا لِسُنَّةِ نَبِيِّكَ مُحَمَّد صَلَّى الله عَلَيْهِ وَسَلَّم
«Аллахумма иманан бикя ва тасдикян бикитабика ва вафаан би’ах- дика ва-т-тиба’ан лисуннати набийика Мухаммадин, салла-л-лаху’а- лейхи ва саллям(а)».
«О Аллах, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания, следуя Сунне Твоего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».

Если есть возможность добраться до Черного Камня, то следует его поцеловать. При отсутствии такой возможности достаточно положить на него обе ладони (или лишь одну из них), а затем поцеловать их. Если и это окажется весьма затруднительным, то прикоснитесь к Камню каким-либо предметом, оказавшимся под рукой, например, палкой, а затем поцелуйте этот предмет. Паломник всегда должен помнить и следить за собой в том, чтобы не обижать других людей – не толкаться, не ругаться и уж тем более не драться с ними. Это большое упущение, ведь при этом страдают другие мусульмане, совершающие «Таваф».

Довольно часто случается и так, что из-за большого скопления людей вокруг Каабы, ни одно из вышеперечисленных действий невозможно. В этом случае достаточным будет, находясь с Черным Камнем на одной линии, повернуться к нему лицом издалека. В таком расположении паломник поднимает обе руки на уровень ушей так, чтобы внешняя сторона кистей была повернута к лицу, а ладони - в сторону Черного Камня, и, протянув руки в сторону Черного Камня, произносит:

بِسْمِ الله، الله أَكْبَر
«Бисми-ль-Ляхи, Аллаху Акбар!»
«Во имя Аллаха, Аллах Велик»

Затем следует поцеловать ладони и, не останавливаясь, продолжить движение.

Во время обхода Кааба всегда находится по левую руку от паломника. Достигнув Йеменского угла, дотроньтесь до него рукой, если есть такая возможность. Целовать это место или обтирать свое тело руками после прикосновения к нему не принято. При отсутствии возможности приблизиться и прикоснуться к Йеменскому углу, следует продолжать обход Каабы. Согласно Cунне, проходя расстояние между Йеменским углом и Черным Камнем, необходимо произносить:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
«Раббана, атина фи-д-дунья хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасана- тан, ва кына ‘азаба-н-нар»
«Господь наш! Даруй нам добро в этом мире и добро в Вечной жизни и защити нас от мучений ада»