Чтобы они засвидетельствовали о пользах для себя

Сура Аль-Хадж, 28.


Всевышний Аллах, зная о прирожденной забывчивости и беспечности людей, в Своих многих коранических аятах, содержащих в себе повествование о различных видах поклонения, раскрывает нам цели их установления. 


С истечением длительного времени, когда сердца успевают ужесточиться, поклонение некоторых людей превращается в автоматически исполняемые обряды и привычки. В то время как они сами перестают чувствовать их воздействие на свои сердца. С другой стороны, они слишком углубляются в мелкие подробности, связанные с исполнением этих видов поклонения. Затем наступает следующая стадия, которая настигла людей писания по причине их отдаленности от целей поклонения, а именно: они стали добавлять к поклонению дополнительные элементы, которых ранее не было. Привело их к этому погружение во внешние стороны поклонения и отдаление от его духа и целей. 

Кто осознает это, хорошо понимает мудрость повторения упоминания целей для тех или других видов поклонения. Например, про цели намаза, который является одним из главных видов поклонения, Коран говорит, что он призван правильно сформировать поведение мусульманина, что он: تنهى عن الفحشاء و المنكر - Отстраняет от разврата и неприемлемого; 

Что касается закята, то пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было велено собирать его, потому что он очищает их и является причиной того, что за них делается дога о прощении. Ведь когда какие-то люди приносили ему, да благословит его Аллах и приветствует, закят, он говорил: «О, Аллах прости такому-то семейству (их прегрешения)». 

Про воздействие поста Всевышний говорит: لعلكم تتقون - Может, вы будете богобоязненными;
Что касается обрядов заклания во время хаджа, то Всевышний говорит: لن ينال الله لحومها و لا دماؤها و لكن يناله التقوى منكم - Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, - важна ваша богобоязненность и искренние намерение. 

Более того, цель самого хаджа, как говорит Всевышний, это: ليذكروا اسم الله - Чтобы они поминали имя Всевышнего;
Поэтому Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Были установлены такие обряды, как обход вокруг Дома, ритуальный бег между холмами Сафа и Аль-Марва лишь для установления поминания Аллаха».   

Чувствует ли верующий человек, совершая обход вокруг Дома, этот смысл? Или им одолевает чувство соревнования и жажды победы над другими? Ведь при выполнении обрядов он начинает толкаться плечами, бороться руками и спорить, повышая свой голос, как будто он находится на арене состязаний! 

Понимает ли он это значение, когда он начинает свое движение из Арафата, когда усиливается толчея, а душа его горит желанием покорить новую цель. Когда он желает при достижении своей цели похвалиться перед другими, мол, когда другие смогли достичь своей цели за несколько часов, я смог это сделать за несколько минут! Однако сунной пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он покидал Арафат была: «Спокойствие, спокойствие... Ибо благочестие и добро не в спешке».

Поистине, достижение благочестия и добра это и есть цель хаджа, и ее не получить путем спешки и крушения всего на своем пути. Их можно достичь только благодаря спокойствию и покорности Всевышнему. 

Или чувствует ли паломник это значение, когда бросает камешки, когда в его памяти транслируются воспоминания того что он видел или слышал про тяжесть ситуации и смерть под ногами. И он начинает рассказывать своим собеседникам как он применил хитрость и силу при кидании камней.
Поистине, эти коллективные виды поклонения не что иное, как божественное воспитание как выполнить обязанность точно и искренне, соблюдая права других, оказывая дань уважения старшим и милосердие младшим, проявляя сочувствие к чужестранцу, слабому и неграмотному. Поэтому Всевышний Аллах сказал:

(الحج أشهر معلومات فمن فرض فيهن الحج فلا رفث ولا فسوق ولا جدال في الحج) 

(Хадж – известные месяцы. Кто совершает хадж в них, то во время совершения обрядов нельзя приближаться к женщинам, а также запрещено распутство и препирательства)

То есть человек, находящийся в состоянии ихрама должен отдалятся от мирской жизни, в том числе от соития с женой и всего того, что приближает его к этому, что является, по общему мнению ученых, действием, портящим состояние ихрама. Не далеко от этого также лишние разговоры о женщинах, которые возбуждают и усиливают природные инстинкты человека. 

Также он должен быть подальше от распутства, которое включает в себя все прегрешения. Греша паломник нарушает и посягает на святость хаджа, не говоря уже о том, что он, в принципе, находится в состоянии ихрама. 

Что касается препирательства, то это ненужные споры, когда человек идет следом за страстями своей души и эгоизма. Когда не может позволить себе уступить верховенство, когда последнее слово обязательно должно быть за ним, не обращая внимания на то, кто на самом деле прав или нет, не давая ни малейшей возможности на то, что, может быть, его оппонент и прав. Было пересказано об имаме Аш-Шафигий, да смилостивится над ним Аллах, что он сказал: «Мое мнение правильное, но допускает ошибочность, мнение же другого ошибочно, допускающее правильность». 

Некоторые правильно мыслящие люди сказали: «Подобным нам следует говорить: «Наше мнение ошибочно, но допускает правильность».

Лучше проглотить пилюлю своего скоротечного гнева, чем погружаться в битву со своим собеседником или товарищем, если этот спор не приближает к раю, не отдаляет от огня и не спасает от плохого. Но в чем же мудрость? 

Все что Аллах установил в хадже и других видах поклонения служит в интересах Его рабов в их мирской и загробной жизни. Поэтому Всевышний Аллах сказал относительно обрядов хаджа:

ليشهدوا منافع لهم - Чтобы они засвидетельствовали о пользах для себя

Эти пользы включают в себя как награду в Судный день, как об этом высказались одни толкователи Корана, так и торговлю в мирской жизни, а также следующие за этим пользы и интересы, как сказали об этом другие толкователи. Ат-Табарисказал, передав от Муджахида, да смилостивится над ним Аллах: «Торговля и все, чем доволен Аллах из дел мирской и загробной жизни». 

Ат-Табари сказал: «Наиболее правильно про значение этого аята сказали те, кто передал от меня следующее: «делать то, чем доволен Аллах, и торговля». Так как Аллах сказал общими словами (пользы для себя). То есть все пользы, которые может дать Мекка в сезон хаджа, включая в себя как пользу для следующей жизни, так и пользы для этой жизни. И Он выделил из этого что-либо конкретное в Коране или сунне. Также наш разум не может этого сделать наверняка ». 

Аллах не нуждается в Своих рабах. Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел старика, который шел, опираясь на своих сыновей, ведь он дал обет совершить хадж пешком, он ему сказал: «Поистине, Аллах не нуждается в том, чтобы этот (старик) так себя мучал». 

И когда Аллах упомянул жертвенных животных, Он сказал: لن ينال الله لحومها و لا دماؤها و لكن يناله التقوى منكم
(Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных, и текла из них кровь. Важно не само это деяние, - важна ваша богобоязненность и искренние намерение); 

Можно долго удивляться непониманию многих праведных мусульман сегодня ценностей и целей хаджа, его влияния на поведение и образ жизни. И хорошо было бы, если они уделяли им такое же внимание, которое они уделяют подробному разбору некоторых его обрядов.